О необходимости коренных изменений в законодательной основе деятельности отрасли рыбного хозяйства шла речь во время круглого стола «Формирование государственной политики в области мелиорации и рыбного хозяйства Украины для обеспечения ее устойчивого развития в современных условиях», состоявшегося 17 ноября 2022 года при участии руководства Минагрополитики, Госрыбагентства, научных работников и широкого круга общественности.

Заместитель Министра аграрной политики и продовольствия Украины Виталий Головня акцентировал, что сущность реформ, которые проходят в области рыбного хозяйства и мелиорации земель, заключается в выработке конкретных целей и стратегии реформирования, реальном воплощении этой стратегии, а также внесении изменений и дополнений в действующие законы и других нормативно-правовых актов, регулирующих эти направления деятельности. Некоторые из них уже приняты, а над многими идет активная работа в тесном взаимодействии всех ветвей власти и общественности.

И.о. Председатель Госрыбагентства Игорь Клименок отметил, что анализируя нормотворческую деятельность Агентства, можно уверенно отметить, что оно касается каждого звена в области рыбного хозяйства, всех существующих процессов с целью их усовершенствования, реформирования и приведения в соответствие с европейскими стандартами. Обратил внимание, что общие наработки Госрыбагентства и Минагрополитики закрывают 80% проблем, которые существуют сейчас в рыбной отрасли и больше всего беспокоят общественность.

«Мы эффективно отработали с общественностью систему электронного мониторинга рыболовных судов, порядок предоставления разрешительных документов, качество которых подтверждает отсутствие замечаний, ведь мы учитывали интересы всех заинтересованных сторон. В дальнейшем предлагаю совместно отработать важные документы, в частности проект постановления Правительства относительно единой электронной системы рыбной отрасли и законопроект о прослеживаемости продукции из водных биоресурсов, которая будет касаться всего, где есть рыбная продукция, потому что прослеживаемость по европейским нормам касается абсолютно каждого звена»,

подчеркнул глава Агентства.

Комментируя предложение главы общественного совета Виктора Скарлата по созданию Кодекса рыбного хозяйства, глава Госрыбагентства отметил, что эту идею можно будет реализовать после принятия основополагающих для регулирования рыбной сферы законопроектов, когда станут систематизированными все процессы. А справедливому распределению прав на добычу водных биоресурсов будут способствовать аукционы, которые будут проводиться после принятия соответствующего законопроекта, уже на рассмотрении в Верховной Раде Украины. Работаем сейчас и над нормированием вопроса развития марикультуры, СТРГ, где предложен пилотный проект. Четкие правила, установленные после реформирования отрасли, создадут благоприятные условия для развития рыбоводства практически в каждом водоеме страны, минимизируют риски рейдерства, что является острой проблемой.

Отвечая на вопросы общественности, Виталий Головня отметил возможности государственной поддержки представителей рыбного бизнеса, в частности о поиске возможностей помощи международных партнеров. Для запуска процесса государственной поддержки, выделяемого на определенные направления в агросекторе, необходимо реализовать реформу и продемонстрировать прозрачную деятельность и динамику развития. Для этого предложил создать рабочую группу представителей ассоциаций рыбной отрасли и специалистов Госрыбагентства, которая проведет необходимые расчеты расходов, в частности в секторе аквакультуры, с четким анализом эффективности и по сравнению с другими видами аграрной деятельности. После чего будет понятно, что должно быть изменено в системе налогообложения для улучшения условий аквакультурного бизнеса.

Отдельным блоком рассматривались вопросы государственной политики в сфере мелиорации земель. В частности, внимание участников круглого стола было акцентировано на имеющихся проблемах государственного сектора гидротехнической мелиорации земель, которые побуждали к коренным изменениям в этой сфере.

«Построенная в прошлом веке мелиоративная инфраструктура Украины является морально устаревшей и энергозатратной, основные мелиоративные фонды и обслуживающие механизмы имеют износ более 80% или сверхнормативный срок эксплуатации, завышена штатная численность работников государственных водохозяйственных организаций при сверхнизкой заработной плате, непрозрачное формирование тарифов на услуги по гидротехнической мелиорации, низкая мотивация водохозяйственных организаций в расширении площадей применения гидротехнической мелиорации и отсутствие средств на модернизацию инфраструктуры — это лишь отдельные факторы, которые не позволяют развивать гидротехническую мелиорацию земель в масштабах нашей страны.

Именно поэтому Правительством определен четкий вектор движения для изменения самого подхода к управлению государственными мелиоративными системами через создание организаций водопользователей, передачу государственных мелиоративных систем в управление специальным субъектам хозяйствования — операторам, привлечение водопользователей к управлению операторами, запрет любого отчуждения государственных мелиоративных систем в пользу третьих лиц, введение двухставочного тарифа на услуги забора (подачи), транспортировки или отвода воды и т.д.

В результате планируется сокращение потерь воды и эксплуатационных расходов на обслуживание мелиоративной инфраструктуры, обеспечение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности операторов, минимизация рисков прекращения подачи/отвода воды во время вегетационного сезона, уменьшение себестоимости полива и осушение сельскохозяйственных земельных участков, увеличение площадей земель, на которых применяется гидротехническая мелиорация, рост валютной выручки от реализации сельскохозяйственной продукции на экспорт, повышение урожайности, количества занятых и налоговых поступлений на мелиорированных землях»,

отметил глава Департамента развития мелиоративной инфраструктуры Андрей Мышкин.

По результатам «круглого стола» решили продолжать совместную работу по дальнейшему усовершенствованию нормативно-правовой базы для ускорения начатых реформ в отраслях мелиорации земель и рыбного хозяйства.

Міністерство аграрної політики та продовольства України
Державне агентство меліорації та рибного господарства України

Эта запись также доступна на: Українська